История

Геральдика

Поле четырежды пересеченном зеленым и золотом, напоминает о историческом Петрозаводском уезде. Уезд образован именным указом Екатерины II от 24 августа (4 сентября) 1776 года и первоначально вошёл в состав Олонецкой области Новгородского наместничества (образованы этим же указом). Город Петрозаводск окружен территорией Прионежского района (на гербе- стенозубчатая лазоревая кайма). Название района символизирует лазоревая финифть, ведь название района восходит к названию Онежского озера, часть побережья которого относится к территории района. Черный медведь- характерный символ карельских земель и даже в старину - земель новгородских к погостам (т е административнотерриториальным) единицам которого тогда относилась территория современного Прионежского района (старинная эмблема древнего Новгорода- “Новгородской: по старому на жолтом престоле красная подушка, и от нея к правой стороне скипетр, а к левой крест, от престола на верху подсвешник, с тремя горящими свещами жолтые ж, да около престола два медведя черные, поле белое”). Статусная муниципальная корона символизирует статус владельца герба, как муниципальный район. — золото — символ постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, солнечного света, урожая; — зелень (зелёный) — символ радости, жизни, изобилия, возрождения, природы и плодородия, а также юности; — червлень (красный) — символ труда, жизнеутверждающей силы, мужества, самоотверженности, праздника, красоты, солнца и тепла; — лазурь (синий, голубой) — символ красоты, любви, мира, возвышенных устремлений; — чернь (чёрный) — символ благоразумия, мудрости, скромности, честности, древности и вечности бытия.

Культурно-историческое наследие

Прионежского района

После того, как закончилось этническое формирование карельского народа, пространством и различием в исторических судьбах разделенного на три ветви, на территории современного Прионежского района обосновались, в основном, представители южной ветви - карелы-ливвики. В районе существуют достаточно стойкие традиции национальной духовной культуры, воплощенные и непрерывно возобновляемые в многолетней деятельности народных и самодеятельных коллективов. Исключительный интерес имеют фольклорно-календарные и обрядовые праздники, в той или иной форме существующие почти во всех деревнях.
 

 

 

Прионежье богато объектами культурно-исторического наследия: на территории более 100 памятников архитектуры и истории, 34 объекта археологии представляют собой стоянки первобытных людей. В районе до сих пор богато представлены разные типы деревянных жилых и хозяйственных зданий, относящихся к XVIII-XIX векам. Особенно их много в Ладве, деревнях Суйсарь и Ялгуба. Особый интерес представляют вепсские поселения.Вепсы являются коренной народностью, проживающей на территории Северо-Запада России и, по общепринятому мнению специалистов, представляют собой потомков племени "весь", впервые упомянутого как "Vas", "Vasina" в летописной хронике раннего средневековья Иордана "О происхождении и деянии готов. Getica" и относящегося к VI веку н.э. Археологические находки юго-западного Белозерья (VI-XIII вв.), раскопки курганов Юго-Восточного Приладожья, Прионежья и северного побережья Онежского озера (X-XI в.в.), свидетельствуют о самобытной и богатой культуре, однозначно трактуемой как древневепсская. По мнению большинства исследователей древняя Весь представляла собой оседлый народ, основными занятиями которого было подсечное земледелие, скотоводство, рыбная ловля, охота на лесного зверя.

 

 

 

Вепсы занимают небольшую территорию на юго-западном побережье Онежского озера. В 1991 году здесь была образована отдельная административная единица – Вепсская волость. В 2005 году на ее основе были созданы три вепсских муниципальных сельских образования (Шелтозерское, Шокшинское, Рыборецкое), вошедшие в состав Прионежского района. До настоящего времени сохранилось несколько материальных объектов, связанных с религиозными обрядами вепсов. Из общего числа памятников этого рода три связаны с традиционными (дохристианскими) верованиями - это культовые рощи в деревнях Вехручей, Каскесручей и Рыбрека. К объектам вепсского деревянного зодчества относятся традиционные постройки жилого и хозяйственного характера: дома, амбары, хлевы, конюшни. Вепсская архитектура во многом переняла традиции русской народной архитектуры и носит черты, окончательно сформировавшиеся в основном в XIX веке. До наших дней они ярко прослеживаются в большом количестве существующих крестьянских домов конца XIX - начале XX вв., имеющих свои отличительные национальные особенности. Они выявляются и в общем объемно-планировочном решении и деталях декора.

Располагаются эти памятники, в основном, в Шелтозере, Вехручье, Горнем Шелтозере, Другой Реке, Шокше, Матвеевой Сельге, Каскесручье и Рыбреке. Наибольшую привлекательность имеют широко известный дом Мелькина (Вепсский национальный музей), жилые дома по улице Гористая в Шелтозере, комплекс застройки деревни Матвеева Сельга и Горнее Шелтозеро (в совокупности с храмом), а также единичные жилища и хозяйственные постройки в этих и других поселениях. Наибольший интерес как памятники истории представляют объекты индустриального наследия - месторождения природного декоративного камня. Это Шокшинские ломки, где с конца XVIII века добывали малиновые и красные кварциты для нужд Санкт-Петербурга и его пригородов, затем с XX века для Москвы и других городов. Они использовались и используются как ценнейший облицовочный и декоративный материал, в том числе при сооружении надгробия могилы Наполеона Бонапарта в Доме Инвалидов в Париже, оформлении Мавзолея В.И.Ленина (потолок траурного зала, буквы на фронтоне), станции метрополитена. Из него делают также блоки, футеровочные плиты, щебень, мостовую шашку, брусчатку.

 

 

 

В 1937 году создан Вепсский народный хор, в 1982 году - детский вепсский хор. Оба творческих коллектива широко известны в Карелии и за ее пределами как участники концертов в Эстонии, Финляндии и регионах России с финно-угорским населением. Хоры - непременные участники национального праздника "Древо жизни", ежегодно проводимого на территории волости в июле. Интересен комплекс Яшезерского Благовещенского монастыря, основанный до 1580 года, пещера преподобного Ионы Яшезерского - святого основателя обители, церковь Благовещенья пресвятой Богородицы (1657 г.), каменный храм Преображения Господня (1853 г.).

Источник: http://www.ticrk.ru/