Информация от инспекторского участка (Прионежский район) центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Карелия

Уважаемые судоводители и граждане отдыхающие!
Заканчивается это жаркое и непростое лето. Осень постепенно вступает в свои права. Начинаются пока маленькие дождички, но надежда на Бабье лето остаётся. На суше, оно может быть, а вот на воде, вряд ли. Наступает сезон сильных ветров, сопровождающихся большими штормами на Онежском озере и других крупных озерах. Вода остывает и становится тяжёлой. Онего и летом может разыграться за тридцать минут и угроза жизни может возникнуть на ровном месте, а осенью, тем более.
В это лето в стране погибло на воде много граждан, и мы не остаёмся в стороне. В Республике Карелия количество происшествий на воде за 2024 год – 36, 33 человека погибло. В Прионежском районе 29.06 утонул при купании мужчина, которого вытащили родственники. Когда происходят подобные случаи, сразу возникает много вопросов, в первую очередь к судоводителю. Прошло ли судно техническое освидетельствование? Ответ - нет, а какая допустимая высота волны для данного судна? В судовом билете прописано 0,75 метра. Превышение в два раза. И что, какая была необходимость выхода в озеро? Вот на лицо два нарушения, грозящие судоводителю крупным штрафом. Это самое лёгкое. А на самом деле всё сложилось, так как никто не ожидал. Самое плохое то, что судоводитель был опытный, неплохо знал озеро и это не уберегло его от беды. Тонут те, кто хорошо плавает - известная истина в нашей работе. Очень часто, имея опыт плавания, судоводители идут на риск, думая, что «в прошлый раз, справился и сейчас всё будет хорошо». Но вода, думает по-другому, она и за одно пренебрежение правилами может не отпустить.
А теперь вопросы к отдыхающим. Уважаемые граждане, посещая водоемы Прионежского района Республики Карелия с любой целью, вы должны представлять, куда вы собираетесь, какие особенности этого водоёма, и что вам может угрожать. Рекомендую надеть спасательные жилеты, садясь в любое маломерное судно. Не стесняйтесь посмотреть лодку, мотор, а также посмотрите на лицо судоводителя, спросите, имеются ли у него удостоверение на право управления, когда судно проходило освидетельствование, сколько разрешено иметь на борту пассажиров, где будет проходить маршрут, какая погода по маршруту и что делать в случае опасной ситуации. Не бойтесь показаться трусливым. Это не трусость, это ваша личная безопасность. Находясь на маршруте, анализируйте погоду, высоту волны, силу ветра. При малейшем сомнении требуйте ухода в безопасное место. Вода - это стихия, территория повышенной опасности.
Также обращаюсь к владельцам баз отдыха, предоставляющим отдыхающим суда не поднадзорные ГИМС. Какая разница, поднадзорное судно или нет, если нарушают - неприятности ждут всех. Выдавая лодку типа «Онего-480», сообщайте, что она боится перегруза, изменения центра тяжести, т.е. легко опрокидывается, а также доводите до сознания граждан, что подобные судна на больших озерах - это трёхколёсные велосипеды на автобане.
Осень время дождей, время штормов, опасности подстерегают, как на земле, так и на воде. Помните об этом думайте головой и берегите себя.

Категория