174 версты от Вардегорского мыса у села Нюхча до Повенца — Осударева дорога. Построена по указу Петра в 1702 году меньше чем за месяц. По тайге, где и «елень не пройдет беспечно».
1702 год, Северная война. 30-летний Петр с Преображенским и Семеновским полками, со всей свитой и малолетним наследником проходит лесами и болотами от Нюхчи до Повенца.
За восемь дней — от Белого моря до Онежского озера. И в результате столь непредвиденного маневра одерживает первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд» берет Нотебург, обеспечив выход в Балтийское море.
Историк Михаил Данков:
— Наказ на строительство дороги был дан 8 июня 1702-го. Михаилу Щепотеву, сержанту бомбардирской роты Преображенского полка, поручалось провести «опись проведывания ближайшего пути».
Задание фантастическое! В начале XVIII века еще не существовало единых картографических представлений, использовались даже разные верстовые понятия. Так, Петр в одном из писем из Архангельска пишет, что вся дорога — это 120 верст, а позднее князь Долгорукий сообщает: «Сухим путем близко 200 верст».
С конца июня 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера и Повенца царским именем согнали к местам работ.
Народ прибывал на лошадях с подводами и волокушами, с рабочим инструментом — топорами, пилами и лопатами. А уже 14 июля Щепотев и Муханов сообщают Петру и Федору Головину в Архангельск: «…а дорога вся в отделке».
Поиски Осударевой дороги в Карелии начались в начале 1990-х и растянулись на четверть века. Материальные следы есть: обнаружено около 20 фрагментов разной длины, которые выстраиваются в одну четкую линию маршрута Петра.
Об отрезке дороги на мысе Вардия на Белом море до Щепотевой горы вполне определенно можно говорить: это именно Осударева дорога. Дендрохронологические исследования подтвердили возраст гати на болоте (отрезок около 600 метров), бревна срублены в начале XVIII века. Это Петровская эпоха, время похода Петра.
Карельская общественная организация «Осударева дорога» и сегодня продолжает исследование маршрута Петра – и на местности, и в архивах.
Сергей Никулин, член Русского географического общества, председатель Совета КРОО «Осударева дорога»:
— Петр и история выбрали именно нашу территорию для внезапного перемещения гвардейских батальонов в самый центр предстоящих военных действий. К точке на местности, которая стратегически решала в то время очень многое, — к неприступной крепости Нотебург (нынешний Шлиссельбург), к истоку Невы из Ладожского озера.
Взяв эту крепость, Петр ухватился за Неву. Оставалось всего 74 версты до Балтийского моря! Весной следующего года пал Ниеншанц, земляная крепость при впадении Охты в Неву. В мае 1703-го в дельте Невы на Заячьем острове заложили Петропавловскую крепость, первое сооружение будущей столицы Российской империи.
Петрозаводск тесно связан с этими событиями. Он появился как Петровский завод в конце августа 1703 года в устье Лососинки — ближайший к Санкт-Петербургу пушечный завод для ведения Северной войны.
Так что эти события: Осударева дорога, выход России к Балтике, основание Санкт-Петербурга и Петрозаводска, безусловно, звенья одной цепи.
Источник Пётр Первый (karelia.ru)